+7 (965) 264-08-73 (WhatsApp) @Center_Rojana1 (Телеграм)

  +7 (965) 264-08-66 (справки по курсам)


Актуальное


О Центре


Библиотека


Для специалистов


Перинатальное воспитание

                                                                                                                                                                            К списку статей

 Жанна Владимировна Цареградская, 22.09.02     Опубликовано в журнале «Наш малыш» в 2002 г.

 

Уточним понятие

 

01Сегодня стали модными слова перинатальный период, перинатальное воспитание, перинатолог и т.д. Эти слова стали
употребляться намного чаще, чем 10 лет назад и, пожалуй, самым употребимым из них является "перинатальное воспитание". Хотя это словосочетание употребляется довольно часто, его смысл доступен не всем. Давайте уточним это понятие.

 

"Перинатальный" – означает период жизни ребенка от 28 недели внутриутробного развития до 1 месяца после рождения, включая роды. Слово "воспитание" означает процесс преднамеренного, целенаправленного формирования желаемых качеств личности и имеет отношение в первую очередь к детям. Таким образом, перинатальное воспитание – это целенаправленное воздействие на ребенка до рождения, во время родов и после них. На практике оно охватывает период жизни младенца от зачатия вплоть до 3 лет жизни. В данном случае термин "перинатальный" выбрали как наиболее удачный, поскольку он подчеркивает единство развития маленького человека до, во время и после рождения.

 

 

 

Зачем нужно перинатальное воспитание

 

Еще задолго до рождения у ребенка появляется возможность слышать, чувствовать эмоции матери, ощущать вкусы и запахи. Это означает, что он воспринимает сенсорную информацию и на него можно воздействовать, т.е. воспитывать его. Зачем же природе понадобилось все устроить так, чтобы воспитание младенца начиналось еще до его рождения? Способность плода воспринимать внешние воздействия, необходима для его развития и адаптации к внешней среде, включая и социальную адаптацию. Ведь еще до рождения он узнает о том, как звучит глосс его матери, и кто ее окружает, привыкает к звукам, запахам и вкусам той пищи, которую использует его мать, привыкает к тем эмоциям, которые испытывают в его семье и ближайшем человеческом сообществе. Природа дала будущему человеку возможности, которые позволяют ему безболезненно вписаться в жизнь его семьи и приспособиться к тем условиям, в которых она обитает. Уже при рождении малыш обладает определенным базисом, который поможет его адаптации к жизни в сообществе.

 

Однако, на внутриутробном периоде перинатальное воспитание не заканчивается. Новорожденный и ребенок первых трех лет жизни чрезвычайно способны к обучению. Развивающийся мозг малыша как губка впитывает абсолютно всю информацию, поступающую из внешней среды. Благодаря усвоению огромных объемов сенсорной информации при правильно организованном уходе и воспитании грудничка первичная социальная адаптация происходит уже к трем месяцам жизни. Культурную среду и нормы социального поведения ребенок прочно усваивает уже к трем годам. Это происходит, конечно же, при условии грамотного воспитания малыша со стороны родителей.

 

Однако, в современном мире вынашивая ребенка мать должна заботиться не только о том, что поможет ему приспособиться к жизни в новых условиях. Она должна исключить вредные воздействия, которые могут повредить развитию ее малыша. Ведь если младенец окажется травмированным, то он уже не будет способен к адекватной адаптации. Его психическое и физическое здоровье будет нарушено.

 

Таким образом, сегодня перинатальное воспитание – это залог полноценного развития ребенка и мощная возможность сохранить его психическое и физическое здоровье, уберегая его от заведомо вредных воздействий. Чтобы малыш был гениальным, а именно этого ждут многие родители от перинатального воспитания, он прежде всего должен быть здоровым.

 

 

 

В чем заключается перинатальное воспитание сегодня

 

Итак, природа позаботилась о самой возможности перинатального воспитания и определила его значение. Мать должна просто жить своей обычной жизнью, переживать эмоции, заниматься бытовыми делами, работать, поддерживать свою физическую форму и приятно проводить свободное время, чтобы ребенок вместе с ней получал необходимые стимулы для развития. Результатом полноценной жизни матери будет полноценное психическое и физическое развитие ее ребенка, его успешная адаптация к внеутробной жизни и дальнейшая социализация.

02 

Однако сегодня многих не удовлетворяет простая и естественная возможность просто жить полноценной жизнью и оберегать свое чадо от вредных воздействий. Они жаждут предпринимать какие-то дополнительные действия для развития ребенка перинатального периода жизни. В связи с желанием не упустить возможность вмешаться в естественный ход событий возникло множество методик воздействия на плод и грудного младенца. Сегодня перинатальное воспитание представлено различными школами дородовой подготовки, которые призывают общаться с плодом через стенку живота. Одни предлагают прослушивание музыки, чтение сказок и пение специальных колыбельных песен, другие плавание и ныряние для беременной, третьи специальные методики дыхания горным воздухом, медитации и другое. А сколько существует предложений по поводу организации родов: роды в воду, вертикальные роды, роды под музыку и с кинокамерой и т.д. Не меньше предложений и по воспитанию гениев – рисующие младенцы, плавальщики и ныряльщики, гимнасты и акробаты в памперсах, читающие младенцы.

 

Главное заблуждение современных методик воздействия на ребенка перинатального периода – оторванность от реальной жизни и несоответствие биологии человека. Необходимо учитывать, что все, что оторвано от реальной жизни матери и идет вразрез с биологически обусловленными законами развития человека не даст для ребенка положительных результатов и реальных преимуществ.

 

 

 

Истоки идеи

 

Перинатальный период жизни ребенка относится к бессознательному опыту, который так и остается неосознанным. Как же можно воспитывать новорожденного и грудного младенца, а тем более малыша еще не появившегося на свет, сознание которого спит? Оказывается можно, поскольку все события этого периода не проходят бесследно, а имеют определяющее значение для физического и психического здоровья человека в течение всей последующей жизни. Эту связь впервые выявили психиатры и стали пристально изучать эту тему. На сегодня история перинатального воспитания насчитывает около ста лет, и успела обрасти не только теоретическими выкладками, но и богатым практическим опытом.

 

То, что никогда не побеспокоит здорового человека, висит домокловым мечом над человеком с нарушенной психикой. Именно эти пациенты в буквальном смысле помнят травму, нанесенную им в перинатальном периоде жизни, и страдают от нее. Поэтому именно психиатры в первую очередь сталкивались с загадочными расстройствами психики и эмоциональной сферы, которые не поддавались лечению и вели себя непредсказуемо с точки зрения медицинской теории. Следует уточнить, что в начале прошлого века при лечении психических болезней медицина исходила из того заблуждения, что новорожденный – это чистый лист бумаги и корень всех расстройств лежит в неблагополучных биографических событиях. Однако, практика показывала, что если опираться лишь на биографический материал, то решить проблему пациента и избавить его от недуга невозможно.

 

В процессе поисков первопричины психических расстройств взгляд исследователей обратился в сторону травмы рождения. Одним из первых выделил и описал процесс рождения ребенка, как травму первого рода известный ученый Отто Ранк. В дальнейшем многочисленные исследования в области психологии и психиатрии таких известных ученых как Нандор Фодор, Абрахам Меслоу, Станислав Гроф, доказали, что у человека сохраняется бессознательная память о биологическом рождении и внутриутробном пребывании. Именно эта память определяет в дальнейшем физическое и психическое здоровье человека, его стиль поведения, характер психоэмоциональных реакций и отношение к окружающему миру. Обширность и разнообразие проведенных в этой области исследований поражают своей масштабностью – в отдельных исследованиях брались выборки более 20.000 человек. В результате колоссальной многолетней работы было неопровержимо доказано: плод и рождающийся младенец помнят все неблагоприятные воздействия, которые и служат причиной психических расстройств. От природы в человеке заложено знание о том, как должна протекать беременность и как должны проходить нормальные роды, если что-то происходит вразрез с биологией этих процессов, это запоминается ребенком как травма. Более того, дальнейшие не менее многочисленные и обширные исследования ясно доказали, что стресс, пережитый малышом до появления на свет, приводит не только к психической травме. В результате стресса страдает и физическое здоровье ребенка, приводя в последующей жизни к заболеваниям сердца, почек, развитию гипертонии, возникновению диабета и т.д.

 

Не только роды и внутриутробное пребывание накладывают отпечаток на качество здоровья человека. Новорожденность и Винникотмладенчество играют здесь немаловажную роль. Поведение матери и качество ее ухода за малышом, тип вскармливания являются далеко не произвольными. Ни врач, ни родители не определяют, как нужно обращаться с маленьким ребенком. За них уже давным-давно все решила природа. Именно она определила оптимальные условия для развития маленького человека, действия взрослых лишь могут соответствовать или не соответствовать данному свыше закону. Младенец точно знает, что для него хорошо и что плохо. Если он получает уход, который не соответствует его природе, он конечно к нему привыкнет и даже выживет, но он потеряет огромную долю психоэмоционального и физического здоровья. Детские психиатры уже давно доказали, что физиологически обоснованный уход за младенцем и грудное вскармливание – панацея от детских психических расстройств и расстройств поведения. В этом отношении хочется каждой маме и каждому педиатру порекомендовать прочесть блистательные статьи по этой тематике детского психиатра Дональда Винникота.

 

Итак, когорта видных ученых прошлого века на многочисленных исследованиях неопровержимо доказала чрезвычайно важное значение перинатального периода для здоровья человека. Более того, было наглядно проиллюстрировано, что воздействие на интенсивно развивающегося ребенка является позитивным только в том случае, когда полностью соответствует психофизиологическим ожиданиям его организма. Если воздействие с точки зрения биологии некорректно, оно всегда будет стрессом и приведет к разрушительным последствиям.

 

 

 

Работа Центра «Рожана» и его методики

 

Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания "Рожана" работает с 1989 года и профессионально занимается перинатальным воспитанием, которое представлено в виде комплексного знания о том, как выносить, родить, вскормить и воспитать ребенка от рождения до 3 лет жизни, чтобы сохранить весь его потенциал здоровья и интеллектуальных возможностей. Позиция Центра – это соответствие биологическим законам и соблюдение прав матери и ребенка на счастливое материнство и детство. Поэтому в задачи Центра входит сохранение для женщины возможности стать счастливой матерью, а для ребенка – вырасти счастливым и здоровым. Для решения этой задачи сотрудники Центра постоянно проводят научно-исследовательскую работу и создают информационную базу на основе современных исследований в разных областях науки.

 

05Сегодня в Центре "Рожана" разработаны новые общественные профессии, направленные на оказание помощи матерям. Это
немедицинские профессии –
психолог-перинатолог, консультант по грудному вскармливанию, инструктор дородовой подготовки и консультант по адаптационному уходу за ребенком. Для всех этих специальностей разработаны программы обучения, методические и учебные пособия, каждый специалист ежегодно подтверждает свою квалификацию, проходя аттестацию и переаттестацию. Для родителей, посещающих наш центр, квалификация, присвоенная нашему специалисту, – это гарантия того, что он действует в рамках программы, а не излагает собственные домыслы. Специалисты этих профессий не берут на себя роль психоаналитиков, акушеров, педиатров и других специалистов. К медицине мама обратится, когда у нее возникнут какие-либо проблемы. А научить ее быть мамой может только состоявшаяся мама – так же, как научить рожать может только успешно родившая женщина (а никак не мужчина-акушер, который объясняет роженице, что она чувствует и как ей правильно тужиться).

 

Итак, все начинается с беременности. Чтобы достичь максимально положительных результатов лучше всего получить предварительную консультацию еще при планировании беременности, чтобы исключить неблагоприятные воздействия в самом ее начале. Ведь первые 8 недель беременности – это основа здоровья ребенка. Самое важное происходит именно в эти дни. А затем, стоит начать заниматься в период между 12 и 20 неделей.

 

Будущие мамы, посещающие курс дородовой подготовки в Центре, получают полную структурированную информацию обо всех аспектах материнства. Здесь они узнают, что такое здоровая беременность и как исключить вредные воздействия на кроху, сидящего у них в животике, что послужит ему для пользы и убережет от многих неприятностей в будущем. В курсе уделяется много внимания психологии младенца до рождения, его переживаниям во время родов, а также психологии новорожденного и грудного ребенка. Кроме психологии дается полная информация о физиологии беременности и родов, организации грудного вскармливания без проблем, физиологии новорожденного и грудного ребенка и тех приемах, которые помогут малышу адаптироваться к окружающему миру после появления на свет. Лекционный курс снабжен иллюстративным и раздаточным материалом, поэтому подробный конспект можно не писать, а лишь делать пометки – дополнения. Получив такую теоретическую базу, выпускницы курса чувствуют себя очень уверенно.

 

Кроме теории в курс включены и практические занятия. Беременные слушают расслабляющую музыку, учатся созерцанию красоты и созданию вокруг себя комфорта. Комплекс несложных физических упражнений и дыхательной гимнастики для ежедневных занятий поможет подготовить организм к родам. На занятиях проводится анкетирование и рисование. Анкеты и рисуночные тесты помогают оценить степень риска в родах и сделать прогноз их протекания. Но не только прогноз будущих родов помогает сделать инструктор. Совместно с консультантом акушер-гинекологом он помогает будущим мамам составить родовой план. В процессе составления родового плана с инструктором оговариваются все моменты организации родов, которые необходимы для комфорта и безопасности матери и ребенка. Помимо этого проводятся индивидуальные занятия и консультации. Разобраться в проблемах беременности и причинах психологического дискомфорта будущей маме помогут психолог и врач акушер-гинеколог.

 

Не только дородовая подготовка помогает мама реализовать счастливое материнство. Специалисты Центра помогают в организации комфортных родов, а после родов помогают наладжить грудное вскармливание и обучают маму уходу за ребенком. По мере взросления малыша мама получает плановые консультации по развитию ребенка до исполнения ему одного года. И после года мама обучается воспитанию малыша на курсе «Мама + малыш или воспитание ребенка от года до 3 лет».


 

Женщины, получившие в Центре полный цикл обучения – дородовая подготовка, самопроизвольные естественные роды, обучение уходу и грудному вскармливанию, обученные приемам и методам воспитания ребенка раннего возраста – избавлены от многих проблем, с которыми сталкиваются другие родители. Они действительно счастливые матери, имеющие полноценных, здоровых и интеллектуально развитых детей. Самое главное, что подмечают мамы, сравнивая своих ребятишек с другими детьми, их дети спокойны, хорошо спят по ночам, не плачут и не болеют. Статистика говорит о положительных результатах работы Центра:

 

 

Результаты нашей работы, отраженные в статистике, говорят сами за себя. Методики Центра направлены на максимальное соответствие биологической норме – это и есть гарантия безопасности и залог успеха. Лишь находясь в гармонии с природой можно обрести здоровье и счастье.