+7 (965) 264-08-73 (WhatsApp) @Center_Rojana1 (Телеграм)

  +7 (965) 264-08-66 (справки по курсам)


Актуальное


О Центре


Библиотека


Для специалистов


О материнском опыте Ж.В.Цареградской

                                                                                                                                                                                            Назад

 

О научном руководителе Центра Рожана

МОЙ МАТЕРИНСКИЙ ОПЫТ

 

Когда я читаю лекции о развитии и воспитании маленьких детей и даю молодым родителям ответы на их личные вопросы, они очень часто спрашивают меня: «Жанна Владимировна, а откуда вы все это знаете?». На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ в двух словах. Но сразу стоит принять во внимание, что, во-первых, я многодетная мама, у которой 7 детей, а во-вторых, я перинатальный психолог, исследователь, который изучает развитие маленьких детей и закономерности формирования их поведения. Происхождение моих знаний – это долгая история, которую я решила изложить специально для читателя этой книги.

 

Начало моего материнства

Мой путь материнства начался 28 лет назад. И этот путь был очень насыщенным, потому что я родила и вырастила 7 детей. Первого ребенка я родила в роддоме, несмотря на настойчивые предложения моей бабушки остаться рожать дома. Но тогда я поступила в соответствии с советскими социальными требованиями того времени, которые гласили, что рожать детей положено в роддоме. Мои первые впечатления о том, что что-то происходит неправильно, я получила, когда мне вручили новорожденного первенца. В этот момент я поняла, что я не знаю, что делать со своим новорожденным чадом. Как оказалось, врачи роддома тоже плохо представляют себе, как решать многие проблемы грудного вскармливания и что делать с новорожденным младенцем, а это именно те проблемы, которые остро волновали меня и других матерей, лежавших со мной в одной палате.

 

Ситуация изменилась, когда я пришла домой. Моя бабушка и мама помогли мне осваивать науку материнского искусства.

 

Моя замечательная бабушка

Моя бабушка по материнской линии обладала значительным материнским опытом. У нее было 3 родных детей и 4 племянников, которых она также вырастила с малолетства и даже кормила их грудью. Моя бабушка была носителем народной традиции, народного материнского опыта и мудрости. Моя прабабушка, т.е. мама моей бабушки, была повитухой и передала это искусство моей бабушке. Нужно сказать, что моя бабушка была носителем народных традиций и руководствовалась ими в повседневной жизни. Она застала еще то время, когда существовала преемственность материнского опыта, связывающая поколения матерей. В народной традиции существовала очень внятная и четко прописанная схема обучения новоиспеченных матерей, методика передачи им материнского опыта от старших поколений. Эта методика обучения материнскому искусству была в свое время применена к моей маме, а потом и ко мне, когда я пришла домой из роддома.

 

Хорошо помню, как меня учили пеленать младенца, отказаться от применения чепчика, который настойчиво рекомендовали надевать врачи, учили следить за тем с каким ритмом он писает и высаживать его. Поучали, что сначала надо, чтобы ребенок насосался материнского молочка и покакал, и только потом заворачивать его в пеленку. Поучали, что ребенок должен спать под грудью у мамы, а не в кроватке и учили многому другому. Это была настоящая школа материнства. Каждый день бабушка проверяла, как я усвоила очередной урок.

 

Традиция грудного вскармливания и программа ВОЗ

Очень хорошо помню, как бабушка обучала меня практике грудного вскармливания. В этот урок между прочим входило и обращение с врачами. Она сказала мне, что для того, чтобы врач и медсестра не беспокоились, мне надо поставить на виду специально, чтобы они видели, бутылочку с водой и говорить, что ребенок выпивает в день больше 100 гр., а ребенку воду не давать ни в коем случае, «а то будет животом мучиться». На виду положить пустышку и поставить банку со сцеженным молоком, чтобы врач думал, что я даю ребенку пустышку и сцеживаюсь. И еще для спокойствия врача мама и бабушка нашли старую детскую кроватку и поставили ее в комнате. На деле, я не сцеживалась, не давала ребенку пустышку и воду, прикладывала ребенка к груди, когда он проявлял беспокойство, и спала с ним в одной кровати. А это то, что было строго настрого запрещено медицинской наукой. Однако, от этого никто не умер и не пострадал. Напротив, всем было очень удобно и комфортно. Поэтому было не совсем понятно, зачем представители медицины запрещают то, что создает спокойствие и комфорт для матери и грудного ребенка.

 

Еще тогда в далеком 1983 году моя бабушка научила меня принципам правильной организации грудного вскармливания, которые только в начале 90-х годов!!! были провозглашены ВОЗ/ЮНИСЭФ в программе «Поддержки и поощрения грудного вскармливания». Об этих правилах я узнала в 1994 году и была приятно удивлена тем, что они абсолютно идентичны с теми принципами, которые я усвоила 11 лет назад от бабушки и мамы. Эти принципы успешно существовали в традиционном материнском искусстве уже многие столетия.

 

Надо сказать, что благодаря бабушкиному обучению я в дальнейшем успешно кормила грудью всех своих детей. Первые трое детей были на грудном вскармливании до 2 лет. Для того времени, а это 80-е годы, это был значительный срок грудного вскармливания. Тогда я не получила от бабушки определенного совета о продолжительности кормления. Она говорила, что кормят детей по-разному: кто до 1 года, а кто и до 3 дет, поэтому я должна сама решить, как мне удобно. На основе той информации, которая была уменя в тот момент, я решила кормить детей до 2 лет. Это было связано еще и с общественным давлением, потому что мои знакомые и представители медицины осуждали и критиковали меня уже за то, что я кормлю ребенка грудью больше года. Но разлучение с грудью в 2 года оказалось тяжелым как для меня, так и для моих детей. Было очевидно, что совершается не естественное, а насильственное действие. Поэтому следующие четверо детей получали грудь дольше, чем 2 года. А двое самых младших детей были на грудном вскармливании ровно столько, сколько определено природой. Их кормление закончилось к исходу четвертого года жизни. В итоге мой общий стаж кормления грудью составил 19 лет. Это большой срок.

 

Сомнения и прогрессивные методы выращивания ребенка

Уроки материнства временно приостановились, когда я переехала от бабушки на другую квартиру. Это случилось, когда первенцу было 2 месяца. Влияние бабушки ослабело и в этот момент за мое материнское просвещение ревностно взялись врачи, которые убедили меня в необходимости использовать прогрессивные методы для развития ребенка. Здесь началась эпопея с грудничковым плаваньем, проныриванием и динамической гимнастикой (методы Гуттермана и Чарковского). Делая все эти упражнения, я постоянно ощущала некую неправильность. Я видела реакцию ребенка и ощущала, что происходит что-то противоестественное, но как прогрессивная мама я подавляла в себе эмоции и пунктуально следовала инструкциям. Тем не менее, меня постоянно мучили сомнения в том, что все эти действия действительно нужны моему ребенку и мне.

 

Результаты применения «прогрессивных методов выращивания грудничка» не заставили себя ждать. У ребенка начались простуды, отиты и страшный понос, а вместе с этим грудничковая бессонница и дикие крики как ночью, так и днем. Я поняла, что выращивание «по науке» приносит массу беспокойства, жизненных трудностей и осложнений со здоровьем. Мучения в результате применения «научных методов выращивания грудничка» испытывал не только мой сын, но и я, как его мама.

 

С первенцем я очень устала от этих физических и эмоциональных пыток «по науке». Поэтому при выращивании второго ребенка я решила отказаться от всех этих упражнений в соответствии с «прогрессивными научными методами». Я решила ограничиться только традиционными приемами воспитания, которые усвоила от бабушки. И со вторым ребенком я отдыхала. Ребенок был спокойным, у него не было простуд, отитов и поноса, а также детской бессонницы и безутешного плача. Он не плакал вообще. Мы с моим вторым сыном хорошо спали по ночам и не болели. Воспитание согласно народному материнскому искусству, переданному моей бабушкой, было значительно комфортнее и здоровее, чем воспитание в соответствии с «прогрессивными современными рекомендациями».

 

Отношение к официальной медицине

В свое время бабушка четко обозначила для меня, что есть реальная жизнь и есть выдумки врачей. Она не любила врачей, считая их некомпетентными во многих вопросах. Хорошо помню, как она предупреждала меня: «Готовься! Медсестра идет тебе портить». Она откровенно считала, что большинство рекомендаций, которые они дают матерям с грудными детьми, являются откровенно вредительскими, потому приводят к осложнениям со здоровьем как у матери, так и у ребенка. Это отношение к медицинским рекомендациям того времени, соответствовало действительности. Осуждала она и роды в роддоме, считая их чисто политическим актом, который наносит огромный вред матерям и детям.

 

Я с уважением отношусь к представителям медицины, потому что среди них есть много ответственных и порядочных людей. И они честно несут в жизнь то, чему их учили в институте. Они не виноваты в том, что ложные рекомендации попали в медицинские учебники. Ошибочность медицинских рекомендаций относительно грудного вскармливания и родовспоможения была констатирована специалистами ВОЗ и специалистами других научных сообществ. Но это касается не только кормления грудью и акушерства – таких неверных рекомендаций гораздо больше!

 

Основной причиной распространения ложных рекомендаций через медицинскую отрасль является коммерциализация медицины. Компании – мировые лидеры по производству детского питания и препаратов для перинатального рынка – тратят огромные деньги на пропаганду своей продукции. Главным объектом их пропаганды являются чиновники от медицины, которые, надо сказать, не очень-то и сопротивляются против такой идеологической обработки и, особенно, материальной поддержки.

 

Не только в России или на Украине, но и во многих других странах происходит слияние медицины и фармацевтического бизнеса с госструктурами. Высокая заинтересованность компаний производителей и госчиновников связана также с использованием бюджетных средств в интересах медицинского бизнеса. Компании, производящие детское питание и лекарственные препараты, получают огромные средства из госбюджета. Не последнюю роль в этой сфере «торговли здоровьем» занимает невежество чиновников, отвечающих за здравоохранение. Именно благодаря сочетанию их невежества, безразличия к судьбам новых поколений и меркантильных интересов в медицинские учебники попадает информация, которая противоречит физиологии и биологии человека, но зато сильно способствует развитию и процветанию бизнеса по торговле лекарствами, смесями «заменителями грудного молока» и детским питанием.

 

Загадки в поведении ребенка от года до 3 лет

Когда мама кормит ребенка грудью, она находится с ним в близком контакте и постоянно наблюдает за ними. В этой ситуации невозможно полностью переложить общение с ребенком на бабушку или няню. Благодаря этому обстоятельству мне приходилось прилагать много воспитательных усилий в отношении моих детей и наблюдать за их поведением, пытаясь в нем разобраться. У меня возникала масса вопросов о поведении ребенка и его развитии, особенно в возрасте от года до трех лет, когда у детей чрезвычайно высокая моторная активность. Мне нужны были ориентиры, чтобы понимать поведение и состояние ребенка, а также оценивать свои собственные действия по отношению к нему.

 

Я, как и всякая молодая мама, искала ответы на возникающие вопросы, связанные с воспитанием детей, в разных «прогрессивных» книгах. Но это мне не помогало. К сожалению, все, что написано в большинстве умных психологических и педагогических книг, имеет мало отношения к реальности. Это выяснялось каждый раз после того, как я пыталась воплотить в жизнь очередную научную рекомендацию. Ничего не работало!

 

А у меня было много вопросов. Например, меня очень занимал вопрос, почему ребенок очень часто ведет себя как заведенная игрушка. Он неустанно повторяет и повторяет какое-то действие, как будто скрытый механизм внутри него не дает ему остановиться. Очень часто можно было наблюдать, как ребенок уже хочет прекратить действие, но не может это сделать. Он просит у мамы помощи, а мама не знает, как ему помочь. Эта ситуация всегда обескураживала меня, потому что ребенок просил меня о помощи так, как будто я была обязана знать как ее оказывать, но я ничего не знала и не могла помочь ему. Еще один важный факт, который занимал меня: почему у всех детей в одном и том же возрасте повторяется одно и тоже поведение? Почему они не хотят проявлять индивидуальность?

 

Самым актуальным вопросом для меня был вопрос о норме в развитии и поведении ребенка. Каждой маме важно ориентироваться в том, как развивается ее ребенок, что является для него нормой, а что – отклонением от нормы или нарушением. Особенно важно понимать поведение маленьких детей в возрасте от года до 3 лет, потому что в их поведении на первый взгляд очень многое кажется совершенно неадекватным. «Странности» в поведении ребенка вызывали у меня беспокойство, точно также как у каждой мамы, которая впервые столкнулась с малышом этого возраста.

 

Мое положение как матери в самом начале моего пути было очень сложным, потому что вопросов и проблем было много, но не было ни одной эффективной подсказки о том, как же воспитывать ребенка в возрасте от года до 3 лет. А это самый беспокойный возраст! Ребенок уже не лежит на кровати или на коврике на полу, он начинает активно двигаться. Он любознателен, он забирается в шкафы и под столы, он засовывает свои пальцы во все щели, а ты не понимаешь, что именно он делает и как управлять его поведением. Совершенно очевидно, что родители должны управлять поведением ребенка, потому что он явно запрашивает от них реакцию, но для этого надо знать, как именно это делать. А вот об этом как раз никто и не говорит. Я задавала свои вопросы людям, которые являются специалистами. Но они только пожимали плечами и не могли мне ничего объяснить. Единственное, на что они ссылались – это на формулу о любви к ребенку.

 

Действительно, в рекомендациях по воспитанию детей этого возраста очень часто говорится о любви к ребенку, как о панацее для решения воспитательных задач. Звучит абстрактный призыв о том, что ребенка надо любить, но при этом никто не дает ни одного пояснения, что именно надо для этого делать. Как конкретно должна проявляться любовь? Что при этом требуется от родителя? Является ли проявлением любви к ребенку предоставление ему возможности играть горячим утюгом на том простом основании, что он к нему потянулся? А если он хочет выпасть в окно с 7 этажа или хочет поиграть с ключами от сейфа с ценными бумагами? Или может быть любовь – это когда ему купили ботинки и машинку? А может проявление любви заключается в том, что его отлучили от груди в год якобы для его пользы? Как же конкретно должна проявляться любовь по отношению к ребенку этого возраста? Этот вопрос тоже требовал прояснения…

 

Выбор профессии

Мой поиск ответов на многие вопросы, связанные с развитием и воспитанием ребенка, определил выбор моей профессии. Я решила получить образование по специальности «дошкольное воспитание». Училась я очень успешно. Благодаря бабушкиной науке материнского искусства и маминой поддержке я успешно сдавала сессии. Очень важно, что я не прерывала обучение и не брала академический отпуск в связи с рождением детей!!! Во время обучения я выбрала специализацию «перинатальная психология». В 1989 году (в этом году у меня родился четвертый ребенок) я подытожила свое педагогическое образование дипломной работой «Перинатальная психология», которая в последствии стала основой моей брошюры «О беременности и жизни до рождения».

 

Центр «Рожана» и изучение семейных традиций

В 1989 году я основала Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана». Огромный объём работы, выполняемый Центром по оказанию помощи матерям и грудным детям, давал большое количество информации. Работа Центра являлась прекрасной базой для проведения научных исследований. В то время я уже прекрасно понимала, что единственным выходом из информационного вакуума в области воспитания детей грудного и раннего возраста является проведение собственных исследований. В результате мое личное устремление разобраться в поведении маленьких детей стало толчком для проведения исследования «Основы естественного воспитания ребенка от года до трех лет». Результаты этого исследования положены в основу курса «Мама + малыш или воспитание ребенка от 1 до 3 лет» и в основу моей одноименной книги «Основы естественного воспитания ребенка от года до трех лет».

 

Помимо практической деятельности Центра большое значение для проведения вышеуказанного исследования имели этнографические экспедиции. Несмотря на то, что я получила от бабушки и мамы большой объем информации в области материнства и детства, я не получила ответов на все животрепещущие вопросы. Мое образование, а это систематизированные знания в области физиологии и психологии человека, включая возрастную физиологию, все равно не давали мне достаточной опоры. Я продолжала чувствовать свою беспомощность во многих ситуациях.

 

Было очевидно, что народная мудрость, которой владела бабушка, отлично работает на практике. Но я понимала, что бабушка не может владеть всеми традиционными знаниями. Я, как исследователь, приняла решение расширить объем традиционных знаний о рождении и воспитании детей. Я стала изучать этнографическую литературу и ездить в этнографические экспедиции. Следует обратить внимание читателей, что в основе всех семейных традиций лежат биологические законы, поэтому я собирала традиционный опыт, как возможность лучше изучить биологию человека. В итоге я провела более 20 этнографических экспедиций в разные области России и Украины.

 

Сведения, которые я получила в этнографических экспедициях, помогли мне направить работу Центра в нужном русле и более точно разрабатывать методики в области материнства и детства.

 

Центр «Рожана» – площадка для общественной поддержки грудного вскармливания

Успешность и высокую эффективность работы Центра «Рожана» подтверждает тот факт, что в период с 1994 по 2000 год он стал ключевой площадкой для внедрения программы ВОЗ/ЭНИСЭФ «Поддержка и поощрение грудного вскармливания». На базе нашего Центра в 1998 году была сформирована первая в Москве и в России группа общественной поддержки грудного вскармливания. Впоследствии на базе именно нашего Центра с 2000 года началась подготовка консультантов по грудному вскармливанию и инструкторов по материнскому искусству.

 

С 1996 года наш Центр участвовал в программе поддержки грудного вскармливания во многих родильных домах г. Москвы. Но наиболее тесным было наше сотрудничество с родильным домом № 6 имени Абрикосовой. В то же время происходило наше сотрудничество с профессорами педиатрами Игорем Михайловичем Воронцовым и Еленой Марковной Фатеевой, которые активно поддерживали эту программу.

 

Благодаря программе ВОЗ, а также информационным и практическим усилиям, в том числе и нашего Центра, идея грудного вскармливания приобрела широкую популярность. Она стала широко пропагандироваться в журналах для родителей и больше матерей стали кормить грудью. Пока настоящая программа действовала, в России и, особенно в Москве, были значительно улучшены показатели по грудному вскармливанию и соответственно значительно улучшились показатели здоровья детей и матерей. Важно отметить, что сократилось число послеродовых осложнений у женщин, что имеет важное значение!

 

Но в начале 2000-х годов программа ВОЗ/ЮНИСЭФ «Поддержки и поощрения грудного вскармливания» была завершена, а соответственно необходимость блюсти хоть какой-то политический имидж в этой сфере у российских чиновников отпала, и недавно улучшенные показатели довольно быстро упали. Зато на освободившемся пространстве широко развернулась коммерческая деятельность по внедрению искусственного вскармливания детей и использованию в их рационе детского питания.

 

Мои роды и воспитание следующих детей

Следует также сказать несколько слов о рождении моих собственных детей. Первых двоих детей я родила в роддоме. Этот опыт действовал на меня удручающе: я испытывала полное ощущение неправильности! Честно говоря, я чувствовала, что надо мной просто надругались, а над моими детьми просто поиздевались. Третьего ребенка я планировала родить дома, но оказалась без необходимой поддержки и, поэтому роды тоже произошли в роддоме. Мою девочку у меня забрали и не хотели мне ее приносить. Моего ребенка мне дали только после скандала. Мне удалось отстоять свое родительское право видеть моего ребенка и находиться рядом с ним.

 

Следующие четверо детей рождались дома. Наконец-то мои роды проходили в соответствии с моим ожиданиями и бабушкиными наставлениями. Это были очень комфортные роды. И я, и мои дети, рожденные дома были спокойны. Мы сохранили здоровье и не испытали тех неприятностей, которые родильный дом дарит каждой роженице и каждому новорожденному. Соответственно у меня не было никаких проблем и осложнений с грудным вскармливанием. Следует сказать, что в первых трех случаях к моменту выписки из роддома каждый раз у меня образовывались проблемы с грудью и грудным вскармливанием, которые разрешались только по приходе домой под руководством бабушки и мамы.

 

Мой личный опыт родов придал мне уверенность в целесообразности домашних родов и помощи роженицам со стороны семейных повитух. Мой опыт убедил меня в том, что существовавшая до революции система семейных родов и семейных повитух была оптимальной и позволяла максимально сохранить здоровье матерей и детей. Я лишний раз убедилась в правоте бабушки, и лишний раз подтвердила для себя тот факт, что действия медиков в области родовспоможения, грудного вскармливания и ухода за младенцем в большинстве случаев откровенно вредоносны. Мой личный опыт послужил толчком для проведения исследований в области естественных родов, кормления грудью и ухода за малышом.

 

Итог моей творческой деятельности

Итак, одним из важнейших итогов моей творческой деятельности является проведение исследования «Основы естественного воспитания ребенка от года до трех лет». Это не единственное проведенное мной исследование, но я считаю его одним из наиболее трудоемких и наиболее полноценным в плане информации. До настоящего момента исследователи не обращали внимания на врожденные ожидания и инстинктивные программы поведения детей, а именно эти факторы играют ключевую роль в формировании сознательного поведения человека. Невозможно грамотно воспитывать детей и получать положительные результаты с перспективой на будущее без учета этих факторов.

 

Не менее важными являются также исследования в области перинатальной психологии от зачатия до года, исследования в области психологии беременности, описание биологически нормальных родов (а эта норма не была описана ранее), описание врожденных ожиданий и инстинктивных программ поведения ребенка в возрасте от 3 до 8 лет жизни, а также исследование «Основы миросозерцания глазами детей». Помимо этого мною были разработаны методики «Ведение физиологических родов в домашних условиях», «Послеродовый уход», «Решение проблем грудного вскармливания», «Материнское искусство взращивания ребенка первого года жизни», методика материнского и семейного тренингов. Кроме этого я являюсь автором широко известных учебников «Грудное вскармливание и психологическое единство «мать – дитя» (написано в соавторстве с Е.М. Фатеевой), «Ребенок от зачатия до года» (под редакцией врача психиатра, старшего научного сотрудника института имени Сербского А.Н.Голика), «Новорожденный. Уход и воспитание», «Перинатальная психология», а также книг для родителей «Новорожденный. Основы естественного ухода и воспитания», «Мама + малыш или воспитание ребенка от 3 до 8 лет», «Детское здоровье». Помимо этого я являюсь автором более 70 статей для родителей, которые опубликованы на сайте Центра «Рожана».

 

Июль 2010 года, Жанна Владимировна Цареградская