+7 (965) 264-08-73 (WhatsApp) @Center_Rojana1 (Телеграм)

  +7 (965) 264-08-66 (справки по курсам)


Актуальное


О Центре


Библиотека


Для специалистов


Как проводятся исследования Центра «Рожана»

                                                                                                                                                                                                       Назад

 

Центр «Рожана» никогда не проводил эксперименты над людьми. Все методы и подходы к воспитанию детей первоначально проверялись на личном опыте и при условии успешности опыта рекомендовались другим родителям.



Полевые исследования

Исследования Центра РожанаЦентр «Рожана» проводит собственные исследования, которые являются результатом его практической деятельности в области грудного вскармливания, родовспоможения, перинатального воспитания, физиологии и психологии беременности, развития ребенка в раннем возрасте, а также в период дошкольного детства. Научной основой методических разработок Центра являются наблюдения за изменениями во время беременности, наблюдения за процессом родов, дневниковые наблюдения за развитием детей, истории грудного вскармливания и истории решения проблем грудного вскармливания.

 

Стартовой точкой для проведения исследований и формирования методической базы Центра послужили личные наблюдения научного руководителя Центра «Рожана» Жанны Владимировны Цареградской, которые являются основополагающим вкладом в развитие научной деятельности Центра. Жанна Владимировна Цареградская накапливала свой личный материнский опыт в течение 7 лет (до 1989 года). Затем этот опыт был расширен благодаря успешному личному опыту нескольких женщин, которые стремились к естественному материнству и воспользовались личными наработками Жанны Владимировны. На этой основе были разработаны первоначальные варианты методик. За период с 1989 по 2013 год Жанна Владимировна Цареградская как организатор и специалист и сотрудники Центра «Рожана» получили внушительные результаты в области родовспоможения, дородовой подготовки, консультирования по грудному вскармливанию и обучения материнскому искусству. Эта практическая работа легла в основу исследований, на основе которых делалось описание биологической нормы, разрабатывались методики, создавались курсы и тренинги.



Родовспоможение

За вышеуказанный период силами Центра «Рожана» была оказана помощь в более, чем 3500 клинических и домашних родах. Из них Жанна Владимировна лично оказала помощь в более 1500 родах в домашних условиях. К маю 2010 года Центр «Рожана» располагал более 3000 историй беременности, более 1000 историй родов. Первоначально в центре не велось подробной статистики, все случаи учитывались простым списком с небольшими характеристика. Со временем стало понятно, что столь простых записей недостаточно. Поэтому были разработаны специальные анкеты или «Истории» для учета информации о беременностях и родах. Наблюдения за беременностью и родами легли в основу исследования Ж.В. Цареградской, направленного на описание биологически нормальных беременности и родов. Что является несомненным вкладом в науку о человеке.



Консультирование по грудному вскармливанию

Силами сотрудников Центра «Рожана» было проведено более 11 200 консультаций по грудному вскармливанию. Жанна Владимировна Цареградская успешно оказала помощь более 3000 матерям в решении проблем грудного вскармливания и обучении их практике грудного вскармливания. В 1999 году были разработаны «Истории грудного вскармливания» и в 2000 году началась регистрация всех случаев с помощью этих анкет. К маю 2010 года Центр «Рожана» располагал более чем 7000 историй грудного вскармливания. На основании этих наблюдений Ж.В. Цареградской были разработаны методики и дано описание нормального процесса грудного вскармливания, а также разработаны методики оказания женщине помощи при проблемах грудного вскармливания.



Материнское искусство и развитие ребенка первых 3 лет жизни

Силами сотрудников Центра «Рожана» было обучено материнскому искусству около 4000 матерей. Из них Жанна Владимировна лично обучила материнскому искусству более 2000 матерей. Наблюдения за развитием детей первого года жизни и в дальнейшем до 3-4 лет жизни велись с помощью «Дневников развития ребенка» с 1995 года. За это время дневник наблюдений неоднократно усовершенствовался. За период с 1995 по 2010 год было накоплено около 4000 историй развития детей.

 

На этой практической базе проводились наблюдения за развитием детей от рождения до 3 лет. Эти наблюдения легли в основу исследований, направленных на описание норм развития детей этого возраста. Для описания норм развития было отобрано и проанализировано 165 дневниковых наблюдений с полными записями. Помимо этого к исследованию были присоединены сведения о развитии 600 детей, из которых в 273 случаях были домашние роды и в 327 случаях роды в роддоме. За этими детьми велись неполные дневниковые наблюдения.

 

Помимо этого проводились наблюдения за формированием материнского поведения у матерей. Для того, чтобы понять, каковы механизмы формирования материнского поведения, у матерей, за детьми которых проводились наблюдения, брались интервью. Было собрано 1500 интервью, из которых для исследования были отобраны 950 интервью.



Курсы и тренинги

На основе проводимых исследований Жанна Владимировна разработала учебно-просветительские курсы различных тематик для родителей и беременных. Обучение в Центре «Рожана» прошло более 7400 родителей. Жанна Владимировна успешно провела более 180 обучающих и корректирующих тренингов для матерей и детей.

 

Кроме этого Жанна Владимировна разработала курсы для подготовки специалистов материнских профессий: консультантов по грудному вскармливанию, инструкторов дородовой подготовки, инструкторов по материнскому искусству, доул (помощница в домашних родах). Всего Жанной Владимировной за период с 1996 по 2013 год было подготовлено 243 консультанта по грудному вскармливанию, 129 инструкторов по материнскому искусству, 35 инструкторов дородовой подготовки из разных городов России и стран СНГ, т.е. около 400 специалистов.



Смежные науки и библиографические исследования

Исследования Центра РожанаПомимо полевых исследований дополнительными ориентирами и критериями для формирования научно-методической базы Центра послужили знания из различных отраслей науки, затрагивающие вопросы развития и поведения человека. Поскольку объективная реальность едина, разные отрасли наук не могут противоречить друг другу. Они могут только взаимодополнять и подтверждать друг друга. Поэтому в методических разработках Центра широко использовались материалы из биологии и физиологии человека, акушерства и педиатрии, генетики и психологии, педагогики и психиатрии, антропологии и зоопсихологии и т.д.

 

Исследования Центра РожанаНеоценимую лепту в разработки Центра внесла общая и детская психиатрия. Чрезвычайно важное значение для наработок Центра имеют материалы по этологии – науки о поведении животных и человека. Эти данные помогают понять основы поведения ребенка, а также поведения матери и отца, отделить сознательные формы поведения от бессознательных. Знания о генетически обусловленном формировании поведения детей помогают разобраться к чему родители могут прикладывать воспитательные усилия, а что в поведении малыша не подлежит изменению.

 

Исследования Центра РожанаЕще одним важным источником знаний при создании научно-методической базы Центра явились сведения из этнографии. Эти знания позволяют выявить биологические нормы, свойственные человеку. Например, сравнение данных о поведении детей разных этнических групп показывает, что все дети в возрасте от рождения до 3 лет помещенные в благоприятную среду для развития, максимально приближенную к естественной данности, развиваются практически одинаково. Ребенок из русской деревни XIX века развивался точно также, как развивается ребенок аборигенов Америки или Австралии. Разница заключается только в этнической принадлежности. Современные цивилизованные дети значительно отстают в развитии от этнических групп, сохранивших архаичный образ жизни. Но наблюдения Центра «Рожана» доказали, что если современному городскому ребенку предоставить нормальные условия для развития он тоже будет успешно развиваться в соответствии с теми нормами и темпами, которые ему определила природа.

 

Именно в связи с едиными законами развития детей формировались и правила ухода за ними, а также методы и приемы воспитания. Биологические законы служили основой для формирования семейной культуры и культуры взращивания ребенка. Они же послужили базой для возникновения такой культурной составляющей как искусство материнства или искусство взращивания ребенка, которое высоко ценилось в любом высокоразвитом обществе.

 

Таким образом, библиографические исследования из смежных областей науки внесли неоценимую лепту в методические разработки Центра и курсы лекций для родителей и специалистов.