Не-школа (unschooling)

Проблемы выбора, поступления, учебы в школе, а также организация обучения на дому

Не-школа (unschooling)

Сообщение Yanny » 17 окт 2006, 00:39

Я тут перевела две статьи по анскулингу, думаю многим присутствующим это будет интересно.

----------
Nurturing Children’s Natural Love of Learning
by Jan Hunt, M.Sc.
Пестуя естественную детскую любовь к знаниям

Как родители ребенка, учащегося дома, мой муж и я часто удивляемся, кто учится больше в нашей семье, родители или ребенок. Кажется, что предмет, которому мы обучаемся больше всего – это природе самого процесса обучения. Термин «домашнее обучение» однако, часто приводит к непониманию того, что это на самом деле. Дети, обучающиеся дома не проводят все свое время в квартире и подход к обучению совсем не такой, как в школе. На самом деле, многие предположения, на которых основано обучение в школах могут быть верными до наоборот при обучении дома.

Основной элемент обучения дома – это доверие. Мы доверяем детям, что они знают, когда готовы обучаться и чему им интересно обучаться. Мы верим, что они знают, как надо учиться. И хотя это может казаться поразительным способом взглянуть на детей, родители часто именно так смотрят на обучение в первые пару лет жизни малыша, когда он учится стоять, ходить, говорить и выполнять много других важных и сложных вещей с лишь небольшой помощью окружающих.

Никто не волнуется, что младенец будет слишком ленивым, нежелающим сотрудничать или немотивированным, чтобы выучиться этим вещам. Просто предполагается, что каждый ребенок рожден таким, что он хочет выучиться всем тем вещам, которые нужны ему, чтобы понимать и принимать участие в мире вокруг него. Эти эксперты одного и двух лет от роду учат нас нескольким принципам, на которых основано обучение:

У детей есть естественная любознательность и желание узнавать о мире вокруг них из первых рук
Джон Холт, в его книге «Как дети учатся» (John Holt «How Children Learn») описывает естественный стиль обучения маленьких детей:
«Ребенок любопытен. Он хочет найти смысл вещей, найти как они работают, понять и получить контроль над собой и своим окружением, и делать то, что, как он видит, делают другие люди. Он открыт, готов впитывать и экспериментировать. Он не просто наблюдает мир вокруг себя. Он не закрывается от этого странного, сложного мира вокруг себя, он пробует его на вкус, трогает, поднимает, гнет, ломает его. Чтобы понять, как работает реальность, он работает с этой реальностью. Он смел. Он не боится делать ошибок. И он терпелив. Его не смущает огромное количество неуверенности, путаницы, незнания и неопределенности… Школа – это не то место, где ребенку дается много времени, возможностей и где поощряется такой тип мышления и обучения.»

Дети знают лучше всех, как чему-то научиться
Будучи предоставленными сами себе, они будут знать инстинктивно, какой метод лучший для них. Заботливые и наблюдательные родители скоро понимают, что их методам можно доверять. Такие родители говорят своему младенцу : «Ух, ты! Ты научился ползать вниз по ступенькам, переворачиваясь задом наперед!» Они не говорят: «Это неправильный способ.» Восприимчивые родители знают, что существует множество различных путей выучить что-то, и они доверяют своим детям в выборе наилучшего пути именно для них.

Детям нужно много свободного, тихого времени для того, чтобы думать
Исследования показывают, что дети которые много фантазируют – лучше учатся и лучше могут справляться с неудачами, чем те, кто потерял способность к фантазиям. Но фантазирование требует времени, и время это наиболее дефицитный ресурс в наше время. Время в школе полностью подчиненное расписанию, кружки и секции оставляют детям лишь очень мало времени помечтать, подумать, изобрести решения проблем, справиться со стрессом и просто удовлетворить естественную потребность в уединении.

Дети не боятся признать свое невежество и делать ошибки.
Когда Холт приглашал маленьких детей поиграть на виолончели, они с энтузиазмом пробовали. Дети школьного возраста и взрослые всегда отказывались.
Дети, учащиеся дома, свободные от страха оказаться неловкими и неспособными что-то сделать на людях, сохраняют свою открытость к исследованию нового. Дети учатся задавая вопросы, а не отвечая на них. Малыши задают множество вопросов, и также ведут себя школьники, но только примерно до третьего класса. К этому времени большая часть из них, к сожалению, понимают, что в школе для собственной же безопасности важнее скрывать что тебе не интересен какой-то предмет, чем узнать больше о нем, независимо от того, сколько у тебя любопытства.

Дети получают внутреннее удовлетворение, обучаясь чему-то новому
Для того, чтобы мотивировать ребенка нет необходимости во внешних наградах, оценках и звездочках, которые предполагают, что для самого ребенка эта деятельность должно быть сложная или неприятная (а иначе зачем предлагается награда, которая не имеет ничего общего с тем, что делали?) Мудрые родители говорят: «Тебе действительно очень понравилась эта книга!», а не «Если ты прочтешь эту книгу, то я дам тебе печенье.»
Дети учатся лучше всего, когда они общаются с другими людьми всех возрастов
Ни один из родителей не говорит своему малышу: «Ты должен общаться только с детьми, чей день рожденье был в том же году что и твой. Вон там другой малыш, тоже двух лет. Вы можете смотреть друг на друга, но не болтать!». Только в школе детей запирают в одной комнате с одногодками, запрещая общаться по сорок минут.
Джон Тейлор Гатто, учитель года в Штате Нью-Йорк, утверждает: «Это абсурдно, это противоествественно … сидеть в ограниченном пространстве с людьми ровно того же возраста и социального класса. Эта система эффективно отрезает тебя от огромного разнообразия жизни.»

Дети лучше всего узнают мир, пробуя его своими руками
Никто из родителей не говорит своему малышу: «Давай-ка оставим эту гусеницу, и вернемся лучше к книгам о гусеницах.». Дети, учащиеся дома изучают мир напрямую. Наш сын описывает обучение дома, как когда «ты учишься, делая что-то, вместо того, чтобы тебя учили как это делать». По иронии, наиболее частое возражение против домашнего обучения, это то, что «дети отрезаны от реального мира».

Дети нуждаются и заслуживают свободного времени со своей семьей.
Гатто предупреждает нас: «Между школой и телевизором, все время которое есть у детей, это то, когда они едят. Это и разрушает американскую семью». Многие учащиеся дома чувствуют, что общность семьи – это, пожалуй, наиболее важное преимущество такого обучения. Как я видела первые шаги и слышала первое слово моего ребенка, я также разделяю мысли и мир моего ребенка сейчас. За эти годы, я узнала от него гораздо больше о жизни, знаниях и любви, чем из любого другого источника. Домашнее обучение – это всегда улица с двумя направлениями.

Стресс мешает обучению
Эйнштейн писал: «Это очень грубая ошибка думать, что удовольствие от наблюдения и поиска может быть стимулировано с помощью наказания». Когда годовалый ребенок падает, учась ходить, мы говорим: «Молодец! У тебя скоро получится!». Никто из заботливых родителей не скажет: «Каждый ребенок к этому возрасту должен уметь ходить. Лучше бы ты тоже научился до пятницы!»
Большая часть родителей понимает, как трудно их детям выучить что-то когда их торопят, угрожают или ставят плохие оценки. Джон Холт предупреждает, что: «когда мы волнуемся или боимся, мы плохо думаем, плохо понимаем, если вообще способны думать и понимать… когда мы детей пугаем, то этим полностью умертвляем все возможности к обучению» (when we make children afraid, we stop learning dead in it’s tracks.)

Пока малыши учат нас многим принципам обучения, школы используют другие принципы, по большей части из-за сложностей обучения большой группы детей одного возраста собранных в принудительных условиях. Структура школы (требование присутствия, темы и книги выбранные школой, постоянные проверки прогресса ребенка) подразумевает, что дети не хотят учиться сами, что они могут что-то выучить, только когда кто-то прикладывает для этого усилия, заставляя учиться.

Тем, кто учится естественно, не нужна такая структура. Успех обучения, который направляют сами ученики ясно показывает, что структурированный подход угнетает как обучение, так и персональное развитие. Дети на домашнем обучение на регулярной основе показывают более высокие академические результаты, более социализированы, уверены в себе.
Домашнее обучение – это одна и попыток следовать принципам естественного обучения и сохранить в детях любопытство, энтузиазм и ту любовь к узнаванию нового, которая есть в каждом ребенке с рождения.

Как Холт писал, в домашнем обучении главное вера. «Вера, что по своей природе люди – это обучающиеся животные. Птицы летают; Рыбы плавают; Люди думают и учатся. Поэтому нам не нужно мотивировать детей, чтобы они учились с помощью лести, подкупа или запугиваний. Нам не нужно to keep picking away at their minds чтобы убедиться, что они учатся. Что нам нужно делать – и единственное что нам нужно делать – это дать детям ту помощь и руководство, в которых они нуждаются и о которых просят, слушать их когда они хотят поговорить и затем отойти в сторону и не мешать. Мы можем доверять, что они сами сделают все остальное.
Последний раз редактировалось Yanny 17 окт 2006, 15:01, всего редактировалось 1 раз.
Сын Саша (17.04.05) и дочка Катя (10.10.08 )!
Собираю заказы на КАПЫ - здоровая альтернатива прокладкам и тампонам
Yanny
 
Сообщений: 581
Зарегистрирован: 26 ноя 2005, 15:21
Откуда: Mountain View, CA, USA

Сообщение Yanny » 17 окт 2006, 00:47

Вторая статья:

-------------------
Откуда родители детей, учащихся дома, знают, что их дети учатся?
by Jan Hunt

Предположение, что родители детей, учащихся дома, не достаточно знают каков же прогресс их ребенка (и следовательно нуждаются в формальной оценке этого прогресса) связано с тем фактом, что домашнее обучение происходит за пределами школьной арены и наша философия и методы не всегда хорошо поняты.

Как же родители знают, что их дети учатся? Просто говоря, ответ – с помощью прямого наблюдения. У меня только один ребенок. Если бы у учителя был только один ребенок в классе и он не мог бы описать, насколько хорошо этот ребенок читает, все бы его осудили, ведь неужели учитель проводя в близком контакте с ребенком целый день мог пропустить что-то настолько очевидное? Однако многие люди, не знакомые с домашним обучением, предполагают, что родителям, постоянно находящиеся в столь близком контакте со своими детьми, нужны какие-то внешние способы оценки прогресса их детей. Это удивляет родителей, которые не могут представить себе, что они пропустят что-то настолько интересное, как природа того, как учится их ребенок.

Ни у одного из родителей, обучающих дома, нет 25 детей и поэтому мы свободны сфокусироваться на самом процессе познания, вместо того, чтобы постоянно отвлекаться на те требующие огромного количества времени вещи, несвязанные с обучением, которые необходимы в школьном классе. Свобода от отвлекающих вещей – это главный фактор в устройстве живой, креативной и полной удовольствия обучающей среды.

Любой из родителей дошкольников может практически уверенно сказать, до скольки их ребенок умеет считать, сколько цветов он знает – не потому что ребенка тестировали, а просто потому что они много часов слушали что он говорит, какие вопросы задает, видели что он делает. При домашнем обучении такое наблюдение за ребенком просто продолжается до более старшего возраста, когда ребенок учится более сложным вещам.

В течении дня будет несколько раз, когда умеренно любопытный ребенок захочет узнать значения напечатанных слов – в книге или газете, на компьютере или в телевизоре, на настольной игре или на упаковке, на письме которое только что пришло и так далее. Если уверенность ребенка в себе не нарушена(child's self-esteem is intact), он не колеблясь спросить родителей о том, что эти слова значат. Когда количество таких вопросов уменьшается, а количество чтения вслух увеличивается («Посмотри, папа, это письмо тебе!»), кажется что можно уверенно сказать, что ребенок учится все лучше читать. Для людей со стороны это кажется неточным, но родители уже через опыт поняли, что более специфичные методы оценки intrusive, не нужные и self-defeating.

Если бы правительство захотело начать оценивать младенцев, чтобы определить учатся ли они ходить в соответствии с графиком, каждый бы подумал что это абсурд. Мы все знаем что здоровые дети рано или поздно начинают ходить, и было бы futile и frustrating пытаться ускорить этот процесс; это было бы так же глупо как попытка ускорить цветение розы. Садовники не волнуются о розах, которые зацветут поздно и не меряют их ежедневный прогресс – они верят в природу, удовлетворяют все потребности растений о которых заботятся и знают, что дальнейшее вмешательство может помешать естественному ходу их роста. Такое доверие – это самое необходимое в обучении как и в садоводстве. Все здоровые кусты роз зацветают когда они готовы и все здоровые дети в семьях где читают тоже начинают читать когда они к этому готовы. Нет никакой необходимости ускорять или замерять этот процесс.

Прогресс ребенка не всегда происходит плавно, часто происходит внезапный сдвиг с одного уровня на другой. Поэтому формальная оценка сделанная прямо перед таким сдвигом может дать нечестную или misleading информацию. В одно время я знала, что мой сын Джейсон учится все лучше читать (потому что он все меньше просил меня прочесть для него знаки, надписи и тд) но, насколько я знала, еще не может читать свободно, я ответила ему в один вечер что я не могу почитать ему книжку потому что не очень хорошо себя чувствую. Тогда он сказал: « Хорошо, давай ты отдохнешь и я сам тебе почитаю книжку». После этого он безошибочно прочел всю книгу и я даже не подозревала что он уже может что-то делать на таком сложном уровне.

Таким образом периодически, в ходе естественной жизни ребенка, мы получаем более прямую и специфическую информацию о его прогрессе в обучении. Но важно заметить, что это часть естественного процесса "aiding and abetting" a child's learning, и те из них которые требуют такого прямого подтверждения являются наиболее self-defeating. Если бы я потребовала у него прочесть книгу, он вероятно мог бы отказаться, потому что начал бы волноваться, как и любой когда его проверяют. Но поскольку он вызвался прочесть сам и его аккуратность никто не проверял, то беспокойство на него не влияло.

Так что родители обучающие дома просто не могут не иметь хорошего представления о прогрессе ребенка как в чтении, так и в любой другой области. Без тестирования мы можем недооценить до некоторого уровня способности ребенка, но это только означает, что скоро это станет для нас приятной неожиданностью.

Если родители не измеряют, тестируют и контролируют процесс обучения, как сам ребенок может узнать когда ему пора перейти на следующий уровень? Если бы мы спросили horticulturist откуда роза знает когда цвести, он не сможет ответить на этот вопрос. Мы верим, что такое знание чудесным образом заложено в строение семени. График развития ребенка, также как и график цветения, может быть таким же чудесным процессом, но так или иначе, встроенным в каждого ребенка при зачатии. Нет никакой необходимости извне направлять этот процесс и никто кроме самого ребенка не имеет к этому процессу прямого доступа. Поэтому любая привнесенная искусственная структура будет всегда менее успешной, чем если бы была просто оставлена, чтобы ребенок ее определил сам. Любая внешная структура представляет собой не более чем догадку, которая вряд ли совпадет с тем, как складываются интересы и способности этого ребенка.

Джейсон, хотя и был «поздним» в хождении (17 месяцев) и свободной чтении (7 лет), однажды когда ему было три года сам себя научил квадратам и квадратным корням. Как бы я могла догадаться, что он уже готов к математике такого уровня в этот конкретный день? Если бы я использовала стандартную программу, я возможно бы не поощряла раннюю математику и делала бы упор на чтение, и что бы это дало? Сейчас он знает и получает удовольствие от обоих областей. В конечном итоге, не имеет значения что он обучался не равномерно все эти годы. Как наблюдал Джон Холт, дети – это не поезда. Если поезд опаздывает на какой-то станции, то он опоздает к пункту назначения. Но дети могут опаздывать на каждой «станции» и даже могут пойти совсем другим путем в обучении и все равно достигнуть мастерства во всех областях вовремя.

Ребенок, учащийся дома, не только знает чему учиться, но и лучше всех знает как ему этому выучиться. Джейсон всегда находил ingenious пути изучить то, что его интересовало в конкретный момент. Его метод изучения квадратов и квадратных корней – ряды и столбцы точек на бумаге – никогда бы не мог быть придуман мной, даже если бы я догадалась что он уже для этого готов в таком раннем возрасте. Примерно в 6 лет, разглядывая новый глобус, он придумал игру в догадки, какие страны больше по площади, в каких больше население и так далее. Такого типа игры появлялись постоянно, его изобретательность в придумывании новых интересных методов обучения заметно превосходила мою собственную и я некогда даже не думала о том, как мотивировать его. Мой ребенок не уникален, многие родители, обучающие дома, рассказывают о такой изобретательности и удовольствии от обучения у своих детей.

У Джейсона никогда не было уроков в традиционном смысле. Он сам обучил себя (с помощью которая ему была нужна и о которой он просил) чтению, письму, математике и наукам. Однако эти предметы не были разбиты на отдельные категории, а просто были частью его интересов в разное время. Моя роль не была ролью «учителя», а скорее того, кто способствует (facilitator). Однако я не просто пассивный наблюдатель. Когда мне задают вопрос, что он делал множество раз за день, я старалась на него ответить насколько я могла. Если я не могла, то я становилась исследователем: я делала телефонные звонки, помогала ему использовать энциклопедию, вместе с ним ездила в библиотеку или находила того, чей опыт мог бы помочь найти ответ. Это не просто было полезным отвечать на его специфические вопросы, этим самым мы также моделировали как в разных случаях можно находить необходимую информацию. Так что, независимо от текущих интересов, в общем смысле мы всегда изучали предметы «как чему-то научиться» и «как найти информацию».

В нашем веке «информационного взрыва» уже не имеет смысла и не реалистично простое запоминание специфических фактов. Эти факты не только не имеют смысла для ребенка до тех пор, пока у него не будет возможности соединить их с его текущими и уникальными интересами, эти факты просто слишком многочисленны и во многим случаях устареют к тому моменту, как он станет взрослым. Но если ребенок научится откуда получать информацию, он сможет применять эти знания всю свою жизнь.

Хотя мы не считаем, что мы обучаем дома по религиозным причинам, мы всегда приветствовали исследование вопросов персональной этики и поощряли доброту, честность, доверие, совместную работу, креативные решения проблем и заботу о других. Это важная часть нашего «учебного плана». Мы так же рады, что у нас есть время утром обсудить сны и планы на день вперед, в то время как иначе это время было бы занято сборами в школу. Веря, что современная жизнь и так уже слишком hectic, мы стараемся насколько это возможно отвести время для семьи когда мы не спешим.

То, что я описала, иногда называют «не-школьным обучением» в котором текущие интересы ребенка определяют учебный план и родители действуют не как учителя, а как tutors и ассистенты в поисках ресурсов. Этот метод, один из нескольких подходов к домашнему обучению, часто неправильно понимается, потому что он основан на предположениях которые довольно сильно отличаются от традиционно школьных.

Не-школьники наиболее часто описываются по тому, что мы НЕ делаем; мы не «учим», мы не используем никакого arbitrary, искусственного учебного плана; мы никак не структурируем время в наших «учебных днях». Вот что мы делаем:
• Отвечаем на вопросы. Многие из нас верят, что это наиболее важный и критический аспект успешной программы обучения дома.
• Поощряем креативные решения и решения для которых нужна совместная работа
• Ищем ресурсы и информацию по тем интересам, которые сейчас занимают наших детей
• Пытаемся показывать с помощью нашего поведения и решений, которые мы принимаем каждый день важность таких персональных качеств как дружба, честность и ответственность.
• Показываем радость от обучения во время наших обсуждений, чтения и исследований

В то время как и обычная, ходящая в школу, семья может делать тоже самое что я описала, это просто сложнее для них когда родители и дети проводят намного меньше времени вместе и когда время после школы занято школьными проектами, домашней работой и другими связанными со школой занятиями. Кроме этого школьники приучаются искать эмоциональной поддержки у своих друзей и эту привычку трудно изменить даже когда ребенок не находится в школе.

Вместо того, чтобы думать как обучающиеся дома и не-школьники, которые всегда будут меньшинством, угрожают образованию, специалисты по обучению могут рассматривать нас как коллег и источники информации о природе обучения и мотивации. Кроме всего остального мы проводим практически все наши часы бодрствования наблюдая, изучая и принимая участия в этом потрясающем endeavor. В отличие от школьных учителей у нас есть драгоценная возможность наблюдать за детьми долгое время, проводя с одними и теми же детьми вместе много и много лет. Это помогает нам понять природу личного интеллектуального развития в течении длительного периода.

Те, кто учится дома, не-школьники и школы стремятся к общим целям. То, что мы идем к этим целям различными путями не должно быть препятствием, а додолжно быть возможностью совместного исследования открытий на каждом из путей.
--------------------


Если бы кто-то помог мне перевести эти статьи на более литературный язык - я была бы рада :) Тогда их можно было бы где-нибудь напечатать.

Если кто заинтересовался анскулингом, то вот по нему недавно завели отдельную тему:
планирующие обучать дома в свободном стиле - unschoolers
Последний раз редактировалось Yanny 17 окт 2006, 15:02, всего редактировалось 3 раз(а).
Сын Саша (17.04.05) и дочка Катя (10.10.08 )!
Собираю заказы на КАПЫ - здоровая альтернатива прокладкам и тампонам
Yanny
 
Сообщений: 581
Зарегистрирован: 26 ноя 2005, 15:21
Откуда: Mountain View, CA, USA

Сообщение ВЕРА » 17 окт 2006, 01:21

Yanny, какие интересные статьи!
Спасибо огромное за перевод, я знаю, что это очень кропотливая работа! :)
ВЕРА
 
Сообщений: 1526
Зарегистрирован: 02 апр 2004, 17:47
Откуда: Москва (Кантемировская)

Сообщение Boo-ka » 17 окт 2006, 05:16

Я тут начала читать и вроде хорошо, но сразу есть моменты, которые хочется обсудить :D, всмысле обусдить как лучше написать...
надо собираться и брэйнштормить :lol:
я что-то прочесть даже много не могу - Катюська приболела и постоянно меня к себе вызывает (она уже спит).
Пока написала:

While this may seem to be an astonishing way of looking at children,

вместо:
И хотя это может казаться поразительным способом взглянуть на детей,


И хотя такой взляд на детей может казаться паразительным (ошеломляющим),

it is simply assumed that every baby is born wanting to learn the things he needs to know in order to understand and to participate in the world around him.

и ещё, через абзац ниже, может лучше не
ребенок рожден таким
, а "ребёнок от рождения такой", а ещё можно придумать что-нить подальше от текста, например "ребёнок от рождения хочет изучить всё, что нужно для того чтобы понять этот мир и принять в нём непосредственное участие" :lol:
Катерина родилась 10 мая 2005, ей 3.5 года. Андрей родился 9 октября 2008, ему 8 недель.
Boo-ka
 
Сообщений: 2034
Зарегистрирован: 28 июн 2005, 22:03
Откуда: Carmel, NY, США

Сообщение Алёна (Аленёнок) » 17 окт 2006, 13:59

а можно по просьбам телезрителей :lol: -выложить статьи без использования клавиш-цитата :( Плиз,у меня на компе все цитаты светложелтого цвета,почти ничего не видно,я без глаз останусь,пока прочту :(
Алёна (Аленёнок)
 
Сообщений: 6153
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 23:47

Сообщение Axynya » 17 окт 2006, 14:37

Присоединяюсь: тяжеловато читать, а вообще -
Yanny - РЕСПЕКТИЩЕ! :102:
Дочь 8 мая 2005
Axynya
 
Сообщений: 1529
Зарегистрирован: 27 июн 2005, 15:59
Откуда: Франция

Сообщение ВЕРА » 17 окт 2006, 14:38

Выделяйте мышкой!
ВЕРА
 
Сообщений: 1526
Зарегистрирован: 02 апр 2004, 17:47
Откуда: Москва (Кантемировская)

Сообщение натасик » 17 окт 2006, 15:04

Yanny, спасибо огромное, очень интересно. Заставляет задуматься...
Изображение
натасик
 
Сообщений: 708
Зарегистрирован: 25 янв 2006, 16:52
Откуда: Москва "Люблино"

Сообщение Танечка » 17 окт 2006, 17:26

спасибо, Yanny! :P
Настенька+Андрюшка=уже 11 лет на двоих :)
Танечка
 
Сообщений: 1082
Зарегистрирован: 31 мар 2005, 22:06
Откуда: Воронеж

Сообщение Boo-ka » 17 окт 2006, 17:59

а я как раз сейчас читаю Холта How children Learn :D :P
Для людей со стороны это кажется неточным, но родители уже через опыт поняли, что более специфичные методы оценки intrusive, не нужные и self-defeating.

навязчивы, не нужны и обречены на провал.
Катерина родилась 10 мая 2005, ей 3.5 года. Андрей родился 9 октября 2008, ему 8 недель.
Boo-ka
 
Сообщений: 2034
Зарегистрирован: 28 июн 2005, 22:03
Откуда: Carmel, NY, США

След.

Вернуться в Школа и другие формы обучения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1